Автор Тема: Что рассказывал Прокудин-Горский Королевскому фотогр  (Прочитано 903 раз)

Оффлайн Кораблев Дмитрий

  • Администратор
  • ***
  • Сообщений: 5184
  • Имидж: +15/-1
  • Дорогу осилит идущий...
    • Просмотр профиля
Что рассказывал Прокудин-Горский Королевскому фотографическому обществу в 1922 году

Для создания «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Прокудину-Горскому понадобилось 13 лет
В книгу вошло около 3500 цветных фотографий, в том числе, этот цветной авто-портрет, снятый в Грузии в 1912 году
Источник: wikimedia.org

В Живом Журнале есть блог oldcolor, посвящённый деятельности Сергея Прокудина-Горского (1863—1944), пионера цветной фотографии в России. Этот блог опубликовал текст выступления Прокудина-Горского перед британским Королевским фотографическим обществом в 1922 году, где он говорит о развитии кинематографа и конкуренции между цветной фотографией и черно-белой.
oldcolor пишет:

    Ещё один документ, недавно полученный из Библиотеки Конгресса — Доклад Прокудина-Горского Королевскому фотографическому обществу (Лондон, 1922).
    Совсем коротенький документ. Если кто-то сделает перевод на русский язык, буду крайне признателен и добавлю в этот пост.

    Высокое разрешение
    Высокое разрешение
    1/2


    К сожалению, связи Прокудина-Горского с Королевским фотографическим обществом остаются практически не исследованными. Мы обращались несколько раз к нынешним хранителям архивов КФО с просьбой провести небольшое исследование, в т. ч. с открывшейся в июне прокудинской выставкой в Лондоне, но, увы, безрезультатно.
    Обсудить в блоге автора

oldcolor публикует два варианта перевода речи:

    Огромное спасибо nervulus за русский перевод опубликованного вчера в нашем блоге доклада Прокудина-Горского Королевскому фотографическому обществу (Лондон, 1922).
    Свой вариант перевода также прислал khodakovsky (добавлен в пост вслед за первым вариантом).

    Текст доклада:

    «Господа,

    После долгих лет тяжелой и упорной работы я с радостью могу сообщить о моей глубокой уверенности в том что она приближается к концу и проблема кинематографии в натуральных цветах теперь базируется на прочном основании. Наиболее сложным вопросом при решении этой проблемы было связующее звено между ее научным и практическим — или коммерческим — аспектами. Отсутствие такой связи делало неэффективным любое усилие, даже и предпринятое в правильном направлении.

    Начиная научные исследования в этом сложном направлении много лет тому назад, я поставил перед собой следующие основные условия, не выполнив которые, я лишил бы свою работу — хотя и интересную саму по себе — всякого смысла. Будущая кинопленка должна быть:
    1) дешевой; т. е. как можно менее превосходить ценой черно-белую кинопленку;
    2) отличающейся от обычной кинопленки только в том, что касается передачи цвета;
    3) настолько прозрачной чтобы свет обычного кинематографического источника проходил через нее;
    4) пригодной для производства в больших количествах;
    5) стойкой в отношении цвета; т. е. не выцветать со временем.

    Как вы можете заметить, невыполнение хотя бы одного из этих условий, которые я полагаю фундаментальными, было бы равноценно полной неудаче.

    До начала моих экспериментов с кинопленкой, я уже имел богатый опыт работы с цветом и сделал много тысяч фотографических снимков, однако для работы с кинопленкой я нашел необходимым радикально отойти от принципов на которых базируется производство обычных цветных фотографий. Таким образом, более чем двадцатилетний опыт сослужил мне лишь ограниченную службу; однако с другой стороны мне очень повезло с выбором помощников, и с их помощью мне удалось довести работу до успешного завершения.

    В стране, где я приступил к реализации моих планов два года назад, я встретил самое радушное содействие как технического, так и материального свойства, и теперь я хотел бы выразить мои искренние благодарности своим английским друзьям за их сердечное сотрудничество. Благодаря их помощи, весь мир сможет не только восхищаться прекрасными картинами в натуральных цветах, но и использовать их для образовательных целей, что и было моим главным намерением когда я начинал свою работу.

    Что касается опасности конкуренции между пленкой в натуральных цветах и черно-белой, я глубоко убежден — по многим причинам — что такие опасения совершенно необоснованны. Процесс производства пленки в натуральных цветах настолько прост и находится в пределах возможностей любой хорошо организованной фирмы, что по моему убеждению вопрос о какой бы то ни было конкуренции не встанет, а взаимное содействие позволит в сравнительно короткое время производить кинопленку в натуральных цветах в больших количествах. Имеющиеся в распоряжении таких фирм фабрики и опыт являются достаточной гарантией успеха и мне представляется, что тот, кто возьмет на себя труд создать эту новую и интересную коммерческую отрасль должен будет в первую очередь обратиться за содействием к ним.

    Господа, спасибо за внимание.

    (подпись) С. М. Прокудин-Горский».


    Вариант перевода от khodakovsky:

    «Господа,

    После долгих лет сложной и настойчивой работы я рад заявить, что могу с уверенностью считать, что работа близка к завершению, и проблема кинема-фотографии в естественных цветах поставлена на научную основу. Самый сложный вопрос в решении этой проблемы заключался во взаимосвязи между её научным и практическим, или коммерческим, аспектами. Отсутствие такой связи делало неэффективными любые усилия, насколько бы хорошими они ни были.

    Много лет назад в начале научной разработки этой сложной проблемы я поставил для себя следующие базовые условия, без исполнения которых, моя работа — какой бы привлекательной она ни была сама по себе — окажется совершенно бесполезной. Будущая плёнка должна быть:

    1) дешёвой: то есть насколько возможно менее дорогой, чем чёрно-белая;
    2) отличной от обычной плёнки только цветностью;
    3) настолько прозрачной, чтобы обычный источник кинематографического света мог проходить через неё;
    4) подходящей для производства в больших объёмах;
    5) долговечной в сохранении цвета: то есть не подверженной выцветанию.

    Вы можете сразу убедиться, что при установке таких условий в качестве основных невозможность выполнения одного из них будет равнозначна общей неудаче.

    До начала моих экспериментов с плёнкой у меня был большой опыт работы с цветом и я сделал тысячи фотографических снимков с натуры, но для работы с плёнкой я счёл необходимым принципиально пересмотреть те основы, на которых зиждилось обычное получение цветного изображения. Поэтому двадцать лет моего опыта оказались здесь малополезны; но, с другой стороны, мне очень повезло с выбором помощников, и с их помощью я смог довести мою работу до успешного завершения.

    В стране, где два года назад я на деле принялся воплощать задуманное, я встретил наиболее ревностных помощников как в техническом, так и материальном отношениях, и теперь хочу выразить самую искреннюю признательность моим английским друзьям, за их сердечное сотрудничество. Благодаря их помощи не только весь мир сможет любоваться красивыми картинами в естественных цветах, но и использовать их для образовательных целей — последнее было моей главной задачей с самого начала работы.

    Что касается опасений конкуренции чёрно-белой плёнки с цветной, я глубоко убеждён, и по многим причинам, что они полностью безосновательны. Процесс производства цветной плёнки так прост и так выгоден, будучи доступен для любой хорошо оборудованной фирмы по производству плёнки, что я полагаю, проблема конкурентоспособности будет исключена, и что взаимопомощь сделает возможным в относительно короткое время наладить массовое производство цветной плёнки. Их существующее производство и опыт являются достаточной гарантией успеха, и, мне кажется, желающие взяться за это сейчас и заинтересованные в торговом отделении должны в первую очередь обратиться к ним за помощью.

    Спасибо вам, господа, за проявленное терпение и внимание.

    (Подписано) С. М. Прокудин-Горский

    Мой доклад "Королевскому фотографическому обществу" в Лондоне в 1922 году».


    P. S. Остаётся добавить только, что 1922 год стал последним в истории усилий С. М. Прокудина-Горского по созданию цветного кинематографа. Он успешно демонстрировал свои экспериментальные цветные фильмы и открыл в Ницце фабрику по их производству. И... на этом всё закончилось. Скорее всего, просто не смог найти финансирования для выхода на стадию коммерческой окупаемости.
«Истинный художник лишь копирует свое воображение. Вы же не ждете от меня портретного сходства?» © Граф Калиостро

Онлайн Горошкова Юлия

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 48
  • Имидж: +0/-0
  • Юлия ЮГ
    • Просмотр профиля
Жаль, что его фотографии  мы не можем вернуть домой. Им они не интересны, это наша история и на них чьи-то предки.  Видела несколько  штук. У меня возникло ощущение, что они наши современники
Настоящий  воин умирает стоя с открытыми глазами, а слабый на коленях.