Автор Тема: «Фотомодель – не профессия, а состояние души»  (Прочитано 891 раз)

Оффлайн Кораблев Дмитрий

  • Администратор
  • ***
  • Сообщений: 5277
  • Имидж: +15/-1
  • Дорогу осилит идущий...
    • Просмотр профиля
«Фотомодель – не профессия, а состояние души»

Дмитрий Кораблев из той категории фотографов, кто никогда не останавливается на достигнутом: постоянно ищет, экспериментирует, пытается докопаться в любом вопросе по фотоделу до истины и …без раздумья делится ценными знаниями с другими. На счету председателя Санкт-Петербургского фотографического общества несколько самоучителей для фотографов и моделей, основанных на серьезных исследованиях в области психологии и визуального восприятия. В январе вышла книга, посвященная фотокомпозиции. На очереди – еще несколько интересных тем, которые фотограф хочет раскрыть в своих печатных трудах.

- Лет пятнадцать назад, будучи директором издательства, выпускающего районную газету (при нем была фотостудия и модельное агентство), меня серьезно заинтересовала проблематика съемки портрета. Тогда информации по фотоделу было крайне мало, я пытался узнать – как правильно снимать человека, есть ли в этом деле какие-либо четкие закономерности? Как-то мне попалась книга, автор которой опирался на результаты исследований, проведенных в Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова. Я внимательно изучил этот труд, а потом совместил свои накопленные к тому времени знания по вопросам фотокомпозиции. Попадание оказалось стопроцентным: восприятие снимков обусловлено, прежде всего, природой человека – физиологией зрения и психологией восприятия.

Опираясь на свои заключения, которые проходят лейт-мотивом через все мои печатные труды, я написал первую книгу «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов». Это было не просто. Но получилась довольно стройная система, которая давала представление, как снять хороший портрет. В нее вошло свыше семисот рисунков. Уже с готовой книжкой я пошел в Институт им. И. П. Павлова, познакомился с профессором Юрием Шелепиным, попросил его посмотреть мою работу на предмет возможных ошибок. Однако с точки зрения науки у меня все оказалось верно. С тех пор мы плотно сотрудничаем, взаимно консультируя друг друга по разным вопросам.
Позже я провел исследования по фотокомпозиции совместно с двумя институтами. Обратившись к описанным в различных книгах по фотографии законам, правилам фотокомпозиции, проведя полномасштабные исследования, получился несколько шокирующий вывод, что 80 процентов из них просто не воспринимаются людьми  (в том числе «правило золотого сечения», где из восьми проведенных тестов ни один не подтвердился). Работают совершенно другие вещи, поэтому правильно будет говорить не о законах композиции, а о законах восприятии фотографий.

В общей сложности для исследований законов фотокомпозиции было проведено около двухсот тестов. Исследования продолжились и во время преподавания «Художественной фотографии» в Санкт-Петербургском Университете кино и телевидения. Шесть моих студентов защитили по фотокомпозиции дипломные проекты. Нами наработано очень много материала. Основные моменты отражены в книге «Фотокомпозиция и визуальное восприятие», которая вышла в этом году.

Очень приятно, что мой доклад  на эту тему на 29-й Европейской конференции по зрительному восприятию, которая проходила в Санкт-Петербурге, вызвал у сотен ученых со всего мира большой интерес. Я раскрыл тему фотокомпозиции именно с позиции физиологии зрения и психологии восприятия. Теперь активно идет обмен информацией и с зарубежными коллегами.

- Насколько важно в портрете передать внутренний мир человека, его характер? На съемочной площадке вам легче работать с профессиональной моделью или с далеким от модельного бизнеса человеком?

- Каждый человек уникален и фотография должна соответствовать его внутренней сущности. Если модель поместить в среду, которая для нее совершенно не характерна, то ничего хорошего не получится. Как-то я был на съемке в одном модельном агентстве, и там из девушки с добрым милым круглым русским лицом, толстой красивой косой пытались сделать женщину вамп. Было очень смешно – подобное просто не возможно.

Здесь, конечно же, есть свои нюансы: фотографии лишь остановленное мгновение и чтобы показать ту или иную эмоцию, важно знать, как это правильно сделать. Данному вопросу посвящена отдельная глава в «Фотографии. Самоучитель для моделей и фотографов», которая называется «Психология жестов». Мы с психологами над ней работали полтора года.

В фотографии, особенно в портрете, важно показать настроение, эмоции, внутренний мир человека. Удивительно, но если следовать статистике, то среди профессиональных моделей практически нет, людей рабочих профессий. На 95 процентов это студентки вузов, либо те, кто уже имеет высшее образование по финансовым, юридическим, техническим,  реже - творческим специальностям. Почему? Когда у модели  богатый внутренний мир, то это сразу видно. Если же просто взять человека с убогим внутренним миром, то можно найти всего два-три интересных момента. В остальных случаях внимание будет привлекать лишь одежда и фон. Фотомодель в моем понимании – не профессия, а состояние души. Все-таки многое зависит от внутренней сущности, духовного богатства человека. Чем более он эрудирован, тем лучше получится на снимке.       

Вообще народ у нас очень закомплексован, в том числе и «профессиональные» модели. Для меня нет разницы – есть опыт работы у модели, позирующей мне или нет. Бывает, что возьмешь просто девушку «с улицы» и она тебя шокирует на съемочной площадке -  настолько пластичная, эмоциональная. А случается, что работаешь вроде бы с профессиональной моделью, но не получаешь ожидаемого результата – движения девушки ограничены несколькими заученными в агентстве стандартными позами.
Не понимаю, как можно отобрать для съемки фотомодель на кастинге. На самом деле невозможно понять, на что способен человек, предугадать, как будет работать перед камерой, как будет выглядеть на фотографиях. Для показа одежды да, это вполне нормально. Достаточно посмотреть, как девушка двигается, чувствует ритм, музыку, входит в нужный образ. Что касается фотографии, то здесь обязательно основной фотосесии должна предшествовать пробная съемка.

- Глаза, взгляд модели. Здесь много своих нюансов, которые нужно знать любому фотографу. О каких моментах стоит помнить в первую очередь?

- Опять же, учитывая закономерности восприятий изображений на основании природы человека, я выделяю несколько смысловых центров. Прежде всего, если на снимке есть изображение человека или животного, то зритель обязательно обратит на него внимание. Самый, пожалуй, сильный смысловой центр – глаза человека, когда в них смотришь, то все остальное отходит на второй план. Первое правило для модели – никогда не смотреть в объектив, пока об этом ее не попросит фотограф. У нас, к сожалению, 90 процентов снимков, когда человек смотрит в камеру. Для меня подобные вещи говорят о низкой квалификации фотографа. Привлекает внимание на фотографии также любое действие, совершаемое человеком в кадре. Если модель куда-то смотрит, то мы обязательно проследим за ее взглядом. А также в соответствии с нашими психологическими особенностями, зрителя всегда интересуют ярко выраженные эмоции. Если они есть, то мы сразу же это отметим. При съемке отдельного человека мы всегда задаемся вопросом: «Какие эмоции он сможет передать на камеру?» Если удалось запечатлеть много эмоциональных оттенков, то значит, мы имеем дело с хорошей фотомоделью. Если эмоций нет, то значит перед вами, говоря профессиональным языком, «деревянная  кукла».

- Ваши книги – хорошее подспорье в работе и для моделей и для фотографов. Наверное, сложно было в какие-то моменты говорить о фотографии с позиции тех, кто стоит по разные стороны объектива?

- Да нет. После проведенных исследований все стало просто. Ведь законы восприятия одни и те же. И модель, и фотограф оперируют одними понятиями. Поэтому модель должна знать, как и что делать, и фотограф – примерно то же самое. У фотографа еще добавляется работа с освещением и методами съемки. А сейчас наметилась устойчивая тенденция, что модели через год-два сами становятся фотографами. Фотография давно уже вышла из чисто технической сферы, она стала социальным явлением, так как сейчас не фотографирует только очень ленивый... Поэтому сегодня и моделей, и фотографов все больше объединяют творческие интересы. Уже шесть лет я возглавляю Санкт-Петербургское фотографическое общество, с момента его образования. Мы проводим активную просветительскую и культурную деятельность. И это позволяет объединить вокруг себя не только фотографов, но и моделей, и специалистов в области модельного бизнеса. У нас в Санкт-Петербурге обширная база, хорошие связи и возможности. Мы с удовольствием проводим различные конкурсы, фестивали, выездные съемки, направленные на развитие фотографии, этого удивительного вида искусства, в котором активно участвуют творческие люди по обе стороны объектива. Для многих, как и для меня, фотография уже давно – образ жизни.

Интервью вела Татьяна Левченко

Журнал «Фотомодель» (Москва) №1 2009 год
«Истинный художник лишь копирует свое воображение. Вы же не ждете от меня портретного сходства?» © Граф Калиостро