Автор Тема: Фотовакханалия или языческие радости фотографов.  (Прочитано 787 раз)

Оффлайн Кораблев Дмитрий

  • Администратор
  • ***
  • Сообщений: 5276
  • Имидж: +15/-1
  • Дорогу осилит идущий...
    • Просмотр профиля
Фотовакханалия или языческие радости сообщества фотографов.

…Ой на святого 
Ой на Купалу 
Девки гадали 
Венки кидали…
[/b][/i] 

Мне бабушка моя про Ивана Купалу рассказывала – в Сибири это было особой забавой.  Воды по улицам лилось – и стар и млад рад радёшенек был окатить водой кого попало - из ковша или брызгалки самодельной! Смеху на улицах! А кто не вспомнил про праздник, тот оплошал:  на работу мокрым приходил – всех прохожих в тот день купали. Молодёжь, та позатейливей, это понятное дело, на реку вечером шла  и продолжала гулять в лесу.
Так в старые времена повелось – лето к концу закатывалось, скоро урожай собирать, да свадьбы гулять. Вот и праздник тому начало – парни девушек в жены выбирали, а те, рады стараться, гадания на суженных творили. И смеху столько и радости, а кому и печаль, коли не в это лето венки по воде плыть оставались. Что ж, а до тех пор надежды надеждами пребывали.
А ещё время это было для изгнания нечистого духа и прошения у славянских богов сил и заступления.
Так из века в век и продолжается. И, несмотря на то, что поменялось всё уже давно и обряды и обычаи – а праздник Ивана Купалы жить в народе остался: весёлая традиция, красивая…
Вот и в этот август без праздника  не обошлось.
  Фотографы – люди жадные до зрелищ. И если нет такого, то могут и сами его придумать.  СПб Фотографическое Общество при б-ке им. Маяковского, во главе с её председателем  Дмитрием Кораблёвым,  уже во второй раз организовало и провело праздник «Ночь Ивана Купалы», в лесу, в живописном уголке между Всеволожском и Колтушами. И чтобы не отрываться от корней назвали этот поход на природу фотовакханалией. 
 Идея всем понравилась,  и в  лес потянулся люд: кто на славу порезвиться, а кто отточить своё мастерство фотографа, запастись красивыми кадрами или, что более желаемо, создать очередной фотошедевр.
 На природе свобода всюду, поэтому народ  устроил настоящее представление – с традиционными играми с хороводами, с прыжками через костёр и опусканием венков на воду. Ещё искали папоротник цветущий в ночь с 4 на 5 августа, но нашёлся ли он и сумел ли кто-то порадовался кладу – умолчали этот факт. Зато изгнание нечистых духов и поиски ведьм удались на славу. Надо сказать, что в итоге духов разогнали, а  ведьму изловили. Как не пыталась она скрыться, да не тут-то было: кому пакости на веселых людей насылать хотелось – тот и попался.
 То ли из желания сбить с толку публику, то ли от радости, что ведьма, всё же была поймана, так или иначе, но для конкурса на лучший полёт на метле тоже участники нашлись. Вот кто выше и дальше умудрился взлететь, тот и победил, выходит. Были конкурсы и более экзотические – например, «Мисс мокрая футболка», или скажем, «Мисс флора».
Затворы фотокамер на празднике щёлкали бесконечно.   Всякая девушка считалась невестой, и юноша женихом,  а кому выпало ведьмой быть – тут уж не обессудьте – по сценарию надо так было. Хорошо было прыгать через купальский костёр и желания загадывать, хорошо было, пир праздничный у того же костра править. Ну а тем, кто свою руку к творчеству приложить хотел – тому был предложен ещё один конкурс «Мисс 54 метра». Тут можно было из подручных материалов, коими, судя по всему, выступила современная туалетная бумага разной фактуры и расцветки, создать креативную одежду за пятьнадцать минут.
Правда, всё это забавы ради сами участники праздника делали, но  организаторами были приглашены и профессиональные модельеры.
Два лесных показа состоялись на мероприятии – на суд зрителей были представлены коллекция одежды Анны Чаплыгиной «Праздник» и коллекция льняной одежды настоящего трио модельеров Татьяны Морковиной – Соколовой, Татьяны Адиевой  и Алины Юргенс, «Яркий мир». Заворожено зрители, а особенно зрительницы смотрели на работы мастеров. В результате, был сделан общий вывод: коллекции имеют свой почерк – в каждой были свои изюминки, в каждой чувствовалась руки мастеров. И, хотелось бы немного рассказать об этих замечательных показах и, людях, создавших эти коллекции.
У любого человека, имеющего в руках особый дар к тому или иному ремеслу, есть своя история. Когда Анна почувствовала тягу к созданию новой, необычной, на первый взгляд, одежды, сказать теперь сложно. Была масса экспериментов, до того как появилось платье, вызвавшее особо бурный интерес у окружения, и подсказала идею Анне её младшая дочь - она намотала на себя гирлянду из фонариков. Через день  дома красовались 60 гирлянд одного цвета и началась работа над платьем. Оно получило название «Ёлочная игрушка» и теперь стало, пожалуй, одним из ярчайших, во всех смыслах, воспоминаний. С того момента начался безостановочный творческий процесс, и любой понравившийся материал, который попадался на глаза, мог стать новым платьем или костюмом.
Наверное, каждый мастер, который создаёт нечто эксклюзивное, старается учесть не только пожелания заказчика, но и почувствовать его характер, чтобы изделие лучшим образом подчеркнуло достоинства  и добавило шарма.
Именно таким путём идёт Анна в формировании неповторимого, индивидуального образа своего клиента, особого зрительного ощущения.  А ещё для неё важен элемент риска,  и стремление экспериментировать – основной двигатель её творчества.
Поэтому, подходящим материалом для нового наряда может стать всё, что угодно. И цветы, и игрушки… Порой, фактура и цветовое сочетание каких-то на первый взгляд, не подходящих для изготовления одежды предметов наводят на мысль о будущем шедевре. Кстати, к слову заметить, что сама модельер считает самым, пожалуй, сложным и интересным материалом из которого было создан наряд на празднике рыбаков в астраханской области – это живые цветы и листья лотоса. По её словам, возможно, скоро появится наряд из монеток. Любопытно, каким он будет?  Хорошо, чтобы у такого творческого человека хватило времени на все свои затеи.
Не каждый наряд можно рассматривать, как одежду, скорее, это можно было бы назвать моделями одежды. Но не стоит думать, что увлечённость нестандартными материалами и формами мешает модельеру шить удобную в носке и красивую одежду – есть основная линия одежды. Работа над каждым платьем,   кропотлива и продолжается Анной до тех пор, пока каждая деталь не становится безупречным продолжением наряда в целом, что и было отчётливо видно, на лесном показе её коллекции «Радуга».
Название было говорящим: тут можно было увидеть различные техники, украшающие наряды – изящное бисероплетение и дорогая выкладка стразами, расшивание платья лентами и выжигание по органзе. Были платья, выполненные с помощью любимого многими вязального крючка. Были платья со сложным кроем, что заставило задуматься тех, кто имеет интерес к конструированию одежды. Девушки и юноши, представлявшие коллекцию, казались в такой одежде  сказочными существами, оказавшимися среди людей, празднующих старославянские обряды.
А вот коллекция льняной одежды «Яркий мир»,  о которой нам позже рассказала Татьяна Адиева, оказалась весьма органичной для лесного праздника потому, что  была полностью выполнена изо льна, и подходила, скорее молодёжи, участвующей в праздничных обрядах. «Вечная» ткань, производимая со времен наших пращуров, никогда не выходила из моды. Одежда, изготовленная из неё, настолько удобна и гигиенична, что отказаться от этого материала просто невозможно. Летом и зимой лён не раздражает кожу, помогает телу поддерживать оптимальную температуру. И считается, что есть у этой ткани и особые «обережные» свойства. Между прочим, когда-то на купальскую ночь, росу льняными полотнищами собирали, отжимали в специальные сосуды и поили такой водой больных, чтобы скорее им с хворью расстаться. Всё это и стало основными причинами, по которым Татьяна Адиева,  Алина Юргенс и Татьяна Морковина – Соколова выбрали лён как основной материал для своей летней коллекции. Человеческая природа не может быть оторвана от природы, его окружающей – в том, один из главных смыслов жизни. Потому творчество девушек, принявших решение создавать одежду из натуральных материалов, полностью соответствует мысли о естественной и комфортной  жизни человека.
У каждой мастерицы был свой путь прихода в эту профессию.
Для Татьяны Адиевой различные виды рукоделия были просто хобби, но как часто это бывает, её увлечённость переросла в серьёзную работу.
Так и  Алина Юргенс долгое время занималась вязанием одежды, и имела успех именно в этой области.
Татьяна Морковина-Соколова первое своё серьёзное произведение швейного искусства предложила на суд жюри популярного журнала «Бурда-моден», в начале 90-х годов. Тогда её пальто получило серебряный приз  в этом конкурсе и стало причиной её заслуженной гордости.
Однако  творческим людям всегда хочется чего-то большего.  Ещё не зная друг друга, девушкам пришла в голову мысль о том, что для больших дел нужна поддержка и разносторонние возможности.  Тогда мир и позаботился о них: у подружившихся мастеров нашлись общие друзья, которые их познакомили.  И вот, в один замечательный день,  родилась идея создания объединения - Города мастеров «Ладо Град» и было принято решение выпускать одежду под одной торговой маркой. И хоть с того момента до сегодняшнего дня прошло много времени и многое изменилось, а Город мастеров живёт и процветает.
 На празднике зрители и участники могли увидеть лишь небольшую часть из того, что предлагает «Ладо Град», но удовольствия от показа получили, безусловно, все.  А главное, что настолько органичны наряды на девушках, представлявших одежду, были с окружающим пейзажем, так красивы молодые люди, водящие хороводы вокруг костра, что невольно сознание перемещалось в те стародавние времена, когда Иван Купала был неотъемлемой частью жизни славянских деревень и красивых древних традиций. К этой коллекции каждая мастерица приложила своё старание: Татьяна Морковина-Соколова была идейным вдохновителем, Алина Юргенс и Татьяна Адиева разработали и воплотили эту идею в жизнь – всё, от выбора цвета ткани и фурнитуры, до последних стежков на готовых изделиях. Теперь в планах новые коллекции с новыми, современными моделями, выполненными из той же ткани, «обережного» льна.
Кстати, Татьяна Адиева рассказала, а всем было интересно это узнать, что во времена наших пращуров люди очень старались оберечь свой род от всевозможных напастей – от болезней, голода, мора. И одним из «средств защиты» от бед были чудодейственные куколки, каждой из которых полагалась своя роль. Их мастерили из лоскутов ткани, которые всегда можно было найти в доме. Особенность таких куколок в том, что они были сделаны без помощи иголки, все детали связывались узелочками – нужно было, чтобы всё от начала до самого конца сделала хозяйка дома. Внутрь помещали крупу, собранную в новом урожае, тогда куколка называлась «Крупеничкой». Такой куклой играли только дети, а взрослые старались к их не касаться – дети росли, с ними «рос» урожай на следующий год.
Выходит, что благодаря стараниям организаторов из СПб Фотографического Общества и знаниям о стародавних традициях участников праздника, все, кто был в эти дни и ночи в лесу прошли обряды очищения – огнём и водой. Ведь кто через костёр в ночь купальскую прыгал, а утром купался в росе, тот от сглаза и порчи избавился и с болезнями попрощался. Значит, удался праздник!

"Невское время" 2009 год
«Истинный художник лишь копирует свое воображение. Вы же не ждете от меня портретного сходства?» © Граф Калиостро