Автор Тема: Движение души и объектива  (Прочитано 878 раз)

Оффлайн Кораблев Дмитрий

  • Администратор
  • ***
  • Сообщений: 5276
  • Имидж: +15/-1
  • Дорогу осилит идущий...
    • Просмотр профиля
Движение души и объектива
« : 08 Ноябрь 2011, 08:31:55 »
Движение души и объектива

Движение души и объектива
В объективе – движение души
В душе – движение объектива

Дмитрий Кораблев – председатель Санкт-Петербургского фотографического общества (СПбФО). Быть председателем сложно, а быть хорошим председателем— сложнее во сто крат. Слово «председатель» можно понимать по-разному. Например, «взять все в свои руки», «водить за руку», «водить рукой по воздуху, указывая верное направление» и т. д. Стиль руководства связан с ролью, которую председатель  берет  на себя, оказавшись во главе коллектива.

АС:
Дмитрий, с чего все началось,  как возникла идея возрождения Фотографического общества?

Кораблев Д.: Идея возрождения Фотографического общества родилась в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского. Зрела она подспудно в процессе проведения мастер классов по фотографии. Когда выяснилось, что на все лекции по фотографии среди сотни людей треть – ходит постоянно. Тогда и возникла идея, опираясь на этот костяк, создать фотографическое общество для объединения круга людей, интересующихся фотографией.
Постепенно сформировался актив, определился формат общения, который уже много лет практически не меняется. Так возникло Санкт-Петербургское фотографическое общество при ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

АС:
Каковы цели вашей организации? Миссия и философия  организации ?

Кораблев Д.: Ознакомившись с информацией об обществе с таким же названием, которое существовало в Петербурге с 1898 года, мы были поражены не только схожестью целей, но и датами. Дореволюционное общество, как и наше, заседало по средам, а первое собрание тоже самым мистическим образом совпало по дате: 27 января. К тому же эта дата очень дорога всем ленинградцам: День снятия блокады Ленинграда в 1944 году.

Изучив уставные документы СПбФО вековой давности, мы взяли ее идеологию и развили ее. «…Общество имеет своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов...» Фирменный знак то же перекочевал к нам из позапрошлого столетия.

Так как фотография в силу развития техники стала общедоступной, то она из профессии для многих превратилась в образ жизни. Это и является основной идеей общества. Фотограф, да и фотомодель – не профессия. Это диагноз. И далеко не самой худшей из болезней.
И, как показало время, аналогов в России и СНГ такому обществу нет, поэтому у нас много иногородних членов со всех концов не только РФ, но и Украины, Молдавии, Казахстана. 
Общество объединяет не только фотографов, но и моделей, визажистов, модельеров, художников боди-арта… Всех, кто связан с фотографией.

АС:  СПбФО изначально общественная организация, и как ясно из вышесказанного, видимо вы принимаете в свои ряды  не только  членов Союза фотохудожников России, а и  людей, имеющих определенные успехи в фотографии? Сколько в ваших рядах человек  и  как можно стать членом СПбФО?

Кораблев Д.: Процедура вступления в члены Общества носит заявительный характер. Мы принимаем всех, кто изъявил желание. За все время существования в рядах СПбФО побывало около трехсот человек. И даем все возможности фотографам любого уровня обучаться, совершенствоваться… А человек, принимающий активное участие в его деятельности, естественно получает большие возможности по разного рода фотосъемкам, участия в фотовыставках, публикациях в газетах и журналах, коммерческих съемках..
Членам общества выдаются удостоверения сроком на один год.

АС:
Понятно: пришел – увидел - остался. В чем выражается деятельность СПбФО , и из чего состоят будни СПбФО?

Кораблев Д.:
У нас заседания общества проходят два раза в месяц по средам в самом сердце Санкт-Петербурга - в особняке графини Карловой на Фонтанке, 46. На заседания могут придти все желающие. Вход свободный. И, естественно, многочисленные фотовыезды, фотопленэры.

АС: А что происходит на заседаниях?

Кораблев Д.:
На заседаниях общества рассматриваются новые технологии в фотографии, выступают именитые фотографы.  Например, у нас были единственный в России почетный член Международной федерации фотоискусства EFIAP Владимир Теселкин-Витов,  член WWPI и Английского королевского фотографического общества Игорь Шерман,  «Золотое перо» Евгений Асташенков, директор «Интерпресса» Александр Николаев, Александр Беленький, Александр Смирнов и другие. Помимо фотографов, на заседаниях выступают представители смежных с фотографией областей знаний, юристы и психологи. Здесь же мы изобрели уникальный вид спорта «Фотомногоборье», позволяющий реально оценить квалификацию фотографа.

АС:
Складывается впечатление, что свободная обстановка заседаний способствует раскрепощению мыслей,  возникновению  новых, и я не побоюсь этого слова, свежих идей. В связи с этим,  что нового было предложено СПбФО, что реализовано, я имею в виду программы, проекты. 

Кораблев Д.:
Так это самое главное: не вгонять творчество человека в жесткие рамки, а дать ему самовыразиться. На выездах и студийных съемках мы учим фотографов снимать, они смотрят, как работают мастера. Но по достижении некоторого уровня мастерства каждый начинает идти своей дорогой: кого-то привлекает портретная съемка, кого-то пейзаж, кто-то заядлый репортажник…
За годы существования у нас появилось множество традиционных мероприятий, которые все фотографы и модели всегда ждут с нетерпением. Это и традиционная ФотоМасленица с блинами, прыжками через костер и сжиганием чучела фотографа… И Ночь Ивана Купалы, когда фотографы и модели на три дня выезжают с лес на берег озера и в полной мере постигают таинства этого праздника: очищающие костры, полеты на метлах, венки в озере… Традиционный Фестиваль авторской фотографии «ФотоЛампушка», когда на Фестивале авторской песни «Лампушка» в лесу вывешивается большая выставка креативных фото, и ее видят тысячи человек, а фотографы имеют возможность на природе прослушать семинары ведущих мастеров фотографии. Традиционный «Осенний Пин-Ап» в период золотой осени. И конечно Международный фотопленэр «Аргамак» в Крыму в период майских праздников, где Общество является одним из организаторов. Ну и десятки различных выездов и студийных съемок.

Сейчас основной студийной площадкой СПбФО является фотостудия «БаZа» - одна из самых современных в Петербурге, с аквазоной и современным оборудованием. Все обучающие проекты, а также традиционные праздники проходят именно здесь.

АС:
Есть ли какие-нибудь интересные инновации, скажем,  разработка «портретной программы», создание портретных студий. Ведь это очень удобно – обыватель, нуждаясь в хорошем портрете, не ищет хорошего фотографа, а  просто идет  в «Портретную студию». Ставите ли вы глобальные задачи, например, сделать модным портретное фото? Хотя бы в Петербурге? Или СПбФО занимается только творчеством, обучением  и  коммерческой области  не касается.

Кораблев Д.:
«Портретная студия» как таковая вряд ли есть инновация… В любом случае заказчик ищет не студию, а конкретного фотографа, так как фотография получила очень большое распространение.
Глобальные задачи, конечно, ставим перед собой, но уже исходя из «высоких» технологий. Например, занялись стереофотографией, при чем уникальными и никому не известными ее видами. Пробуем новые источники освещения, так как традиционные уже не удовлетворяют по своим характеристикам. Ну и конечно традиционно изучаем законы восприятия изображений совместно с Лабораторией физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН.

АС:
Вам, как председателю, интереснее работать с молодыми гениями, которые в порыве энтузиазма,  с пылом выкладывают вам на стол свои новые фотоработы. Или с  умудренными метрами, которые молча и  несуетно выдают шедевры... не раскрывая своих секретов профессионального мастерства.  Вообще как вы решаете  проблему преемственности, взаимодействия любителей  и профессионалов. Отсюда вопрос СПбФО ориентировано на первых или на вторых?

Кораблев Д.:
СПбФО ориентировано на всех без исключения. Интересно работать просто с людьми, которые пришли и сказали: «Я хочу…» И если они еще и смогли, то из таких рано или поздно всегда получается толк, как из фотографов, так и из моделей. И если в первые годы существования СПбФО средний возраст участников был в районе 25 лет, то за последние 2-3 года в него влились ветераны фотографии, которые оказались способны принять новые веяния, усвоить новые технологии. И лично меня это очень радует.

Насчет преемственности, то удалось создать коллектив, в котором все открыты для общения друг с другом. Это только кажется, что «секреты мастерства» можно утаить. Наступит момент, когда окажется, что они никому даром не нужны. На самом деле – чем больше отдаешь – тем больше получаешь. Испытал на себе. Когда написал первую книгу думал что все: писать больше нечего, в ней есть все… А вышло уже шесть, и еще несколько в работе и начинаешь понимать, что процесс развития вечен, и если ты остановился, то умер. Морально.

И еще ошибка, что учиться можно только у «умудренных». Учиться можно у всех. Потому как иногда новичок посмотрит свежим взглядом и выдаст такое, что никакому «профи» и в голову не придет. Научить в одностороннем порядке можно таблице умножения. В творчестве – это всегда процесс взаимный и не зависит от регалий.

Поэтому у нас проблема преемственности отсутствует как таковая. Далеко не факт, что кто-то, подсмотрев какой-либо «секрет», сможешь его воспроизвести… Задача стоит немного другая: как использовать этот «секрет» так, как его никто кроме тебя не использовал.

АС:
Расскажите об участии в конкурсах, фестивалях, вернисажах. Насколько эффективно участие в выставке для каждого фотографа или для общества, в данном случае фотографического, в целом? Как вообще, на ваш взгляд, в Петербурге развивается фотографическая выставочная деятельность, ее эволюция?

Кораблев Д.:
Члены СПбФО постоянно участвуют и в конкурсах, и в выставках. Выставка сама по себе вещь очень затратная и на самом деле малоэффективная. Очень много зависит от того, сколько человек ее посмотрят. Именно поэтому на своем сайте spbfo.ru мы начали дублировать выставки в виртуальном виде. Интернет дает гораздо большую аудиторию.

Что касается эволюции, то традиционные выставки, конечно, останутся, но будущее за новыми формами, необычными изображениями и визуальными эффектами. Так как обычных красивых картинок многие и многие миллионы, и они уже приедаются. Важна, как обычно, сильная идея и оригинальное воплощение. Вот мы в этом направлении и работаем. И небезуспешно…

АС:
планы на будущее и ближайшее будущее?

Кораблев Д.: Планы на будущее большие. Начинаем выпускать в свет альманах «Фотографический вестник» - возрожденный нами один из первых фотожурналов в России. Планируем проводить различные крупные фотомероприятия, в том числе международного масштаба. Развивать психологическую составляющую фотографии. Есть у нас и такой проект «Проективный портрет»: социально-психологический тренинг средствами фотопортрета, которые показал великолепные результаты. И многое другое…

К нам можно придти со своими идеями, и мы всегда рады помочь их реализовать…

АС: Дмитрий ваш любимый жанр в фотографии, излюбленные темы?

Кораблев Д.:
Конечно портрет. Это и эмоции, и потрясающие линии женского тела, и жанровые сценки, репортажная съемка… Остальное то же фотографирую, но без особого энтузиазма. Что такое хороший пейзаж? Это всегда природное явление: дождь, ветер, закат, мороз… И при этом надо оказаться в нужный момент в нужном месте. Натюрморты требуют прилежания и сосредоточения… Не по моему характеру…

Ну и конечно люблю изобретать новые виды съемки, новые способы…

АС: Можно ли говорить о СПбФО как о бренде? Если «да», то как идет продвижение этого бренда?

Кораблев Д.: СПбФО уже является брэндом, который хорошо воспринимают не только в России, но и в других странах. Иногда  получаю письма, где целые коллективы фотографов из городов, находящихся от Санкт-Петербурга за многие тысячи километров, хотят стать нашими коллективными членами. Это значит только одно: что мы верно «угадали» общее направление развития фотографии, учитывая ее доступность и массовость.

Продвижение брэнда идет по тому же пути, по которому шло и продвижение наших предшественников: через новые разработки в области фотографии, новые знания и, самое главное, возможности реализовываться в творческом плане, показывая свои шедевры не только узкому кругу друзей.

АС: Как я поняла у вас некоммерческая организация, но проблемы фоторынка обсуждаются, или только творчество.

Кораблев Д.:
Да, конечно проблемы фоторынка обсуждаются. В сложившейся ситуации нет смысла моделям брать деньги с фотографов, и наоборот. Деньги должен платить сторонний заказчик. Именно в этом направлении мы и работаем. Фотографы и модели помогают друг другу вырасти творчески, а за счет предоставления новых и нестандартных видов услуг мы начинаем ставить это творчество на коммерческую основу.

АС: Схема управления – стихийные идеи и или стратегический подход. Есть ли долгосрочные цели. В какой области СПбФО собирается доминировать?

Кораблев Д.:
Схема управления у нас идеальная с точки зрения теории систем управления. То есть все держится не на страхе, не на деньгах, не на строгих правилах и законах, а на взаимном уважении друг к другу и авторитете. Надеюсь, что так оно будет и в дальнейшем.
Задача СПбФО проводить такие мероприятия, на которые бы все заинтересованные люди пришли и поучаствовали. На самом деле это довольно сложно: оторвать современного человека от родного дивана перед телевизором, от всепоглощающего интернета, вырвать из круга повседневных забот… И сделать так, чтобы у него возникла непреодолимое желание придти и поучаствовать в чем-то.
Немаловажное значение имеют и дружеское общение между увлеченными одним делом людьми, которые в теплой атмосфере коллектива становятся близкими друзьями. Несколько семейных пар, образовавшихся в рамках СПбФО, тому подтверждение…

Идеи возникают разными способами, и этот процесс будет совершенствоваться. Одна из разработок СПбФО – уникальная методика создания нестандартных идей. Ей уже заинтересовалось крупное московское издательство и готовит к выпуску книгу с рабочим названием «Учебник русской смекалки».
Доминировать мы собираемся по передовым направлениям, внедряя новые методы и способы использования и производства фотоизображений. Политика концентрации вокруг Общества самых лучших профессионалов своего дела в разных областях знаний, в том числе при помощи «Фотографического вестника», дает свой результат. А так как всё построено на творчестве и взаимном интересе, то это самая прочная из всех возможных конструкций общественной организации. Так как нет ни перспективы карьерного роста внутри организации, нет взаимной конкуренции, а есть только развитие личности и взаимное творческое обогащение.

АС: А СПбФО выполняет какие-либо работы безвозмездно?

Кораблев Д.:
Если мы видим то, что относится к общечеловеческим ценностям и где люди это делают совершенно от души и безвозмездно – то конечно. Например, один из наших многочисленных друзей – экологическое движение «Зеленая волна». Это молодежь, которая по своей инициативе убирает реки и озера Ленинградской области, приводит в порядок город, сохраняет памятники. Естественно наши фотографы и фотомодели принимают активное участие в их мероприятиях, держа в одной руке фотоаппарат, а другой таща мешок с мусором. Все фотографии с таких мероприятий делаются и отдаются бесплатно. 

СПбФО взяло шефство над нашим великим российским фотографом Владимиром Ивановичем Теселкиным. Фотографы помогают по хозяйству и, естественно, общаются на фототемы с этим человеком-легендой, который, будучи ветераном подразделений особого риска, серьезно болен.
И это тоже идет от наших предшественников: «Общее собрание членов Петроградского фотографического общества ... постановило: продолжить производить денежные взносы Общества в прежнем размере на содержание 5 кроватей в помещающемся в здании Института инженеров путей сообщения лазарете Главного комитета при Ведомстве путей сообщения».

Как бы современные технологии не развивались, без преемственности поколений любое дело обречено на провал. И отечественная фотография то же…

Журнал «Пропаганда РФ»  №1 2010
« Последнее редактирование: 24 Август 2012, 00:06:38 by Кораблев Дмитрий »
«Истинный художник лишь копирует свое воображение. Вы же не ждете от меня портретного сходства?» © Граф Калиостро