Автор Тема: Андрей Тарковский  (Прочитано 2397 раз)

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Андрей Тарковский
« : 04 Апрель 2012, 15:35:44 »
Сегодня, 4 апреля, исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского.
С конца 1970-х автор «Зеркала» и «Андрея Рублева» много фотографировал на «Полароид», собирая материал для фильма «Ностальгия». Впоследствии 60 его работ вошли в книгу Instant Light. «Тарковский часто размышлял над полетом «времени» и желал только одного: остановить его — пусть даже и быстрым взглядом из моментальных полароидных изображений» (Тонино Гуэрра).
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #1 : 05 Апрель 2012, 15:34:20 »
Андрей Тарковский — российский режиссёр, творчество которого известно во всём мире, кинематографиста, изменившего в 60-70-х эстетику советского кино. Эта особая эстетика сформировала целую школу своих последователей, мода на неё среди российских кинематографистов актуальна и по сей день.

Творческая биография Тарковского была непростой и короткой — он ушёл из жизни в 54 года и успел снять всего семь фильмов — «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986), однако в мировом кино стал классиком масштаба Эйзенштейна, а также вторым после Эйзенштейна признанным теоретиком кино. Лекции по теории кино Эйзенштейна и Тарковского по сей день считаются классическими трудами на эту тему, хотя проповедуют принципиально разный подход к режиссуре.

Юбилей Андрея Тарковского в этом году будет отмечаться особенно широко. В Москве пройдет большая конференция, посвящённая планам по восстановлению дома, в котором несколько лет жили Арсений и Андрей Тарковские. В библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна будет показана полная версия фильма «Солярис», которая на 20 минут длиннее прокатной версии. В середине апреля в выставочном зале «Солянка» будет развёрнута ретроспективная экспозиция, посвященная режиссёру, и откроется большой фестиваль «Тарковский-фест», в программе которого — показ документальных фильмов, презентация новых книг, лекции, творческие вечера, просмотр и обсуждение картин Тарковского, выставка его личных вещей, эскизов, плакатов и инсталляций.

Летом в Ивановской области, где прошло детство режиссёра, состоится шестой по счету Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, который в этом году будет посвящён памяти режиссёра.
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #2 : 05 Апрель 2012, 15:38:33 »
Этот год объединил сразу три юбилея, связанных с именем Андрея Арсеньевича Тарковского: 80 лет со дня его рождения, 50 лет картине «Иваново детство» и  40-летие  «Соляриса».

Имя Тарковского не нуждается в особом представлении. Уже при жизни режиссер был признан классиком российского и мирового кино. В начале 70-х «Андрей Рублев» назван критиками лучшим фильмом, созданным за всю историю отечественного кино. Каждая его новая картина становилась центром ожесточенных споров, вызывая неоднозначные оценки и отзывы. Напряженные отношения с тогдашней властью вынудили Тарковского уехать из страны. Наверное, ни одному из мастеров отечественного кинематографа не посвящено столько научных книг и эссе, дипломов ВГИКа. Мой отец Ярослав Ярополов, кандидат искусствоведения, редактор отдела кино издательства «Искусства», выпустивший книгу воспоминаний «Мир и фильмы Андрея Тарковского», в предисловии своего сборника «Ностальгия по Тарковскому» писал: «Заслуга Тарковского, как и всякого другого незаурядного художника, в том, что он раздвинул рамки искусства как в области художественный идей, так и киноязыка. Он на шаг шел впереди времени, и теперь его послания доходят до нас как бы из будущего».

И это при том, что за 24 года творческого пути Андрей Тарковский снял всего 8 ? картин: дипломную короткометражку «Каток и скрипка», пять лент -  на «Мосфильме» («Иваново детство», получившее более 15 призов, среди них и  венецианского «Золотого льва», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер») и три  - в эмиграции («Ностальгия», «Жертвоприношение» и совместная с Тонино Гуэрра документальная лента «Время путешествий»).

Каждая из них – удивительный синтез духовности, поэзии и красоты, высочайшей нравственности и искренности. Возможно, поэтому к режиссеру так высок интерес во всем мире. По его фильмам, как по романам Толстого и Достоевского, за границей изучают загадку русской души. Профессионалы до сих пор спорят, стараясь втиснуть Мастера в рамки того или иного направления в искусстве.  Так, фильм «Иваново детство» был причислен к поэтическому кино. С выходом «Андрея Рублева» Тарковского пытались обвинить в натурализме, а в последних произведениях киноведы обнаружили элементы «изысканного интеллектуализма».

Как это часто бывает с великими художниками, в своих суждениях о нем правы все, поскольку истинный творец никогда не бывает одномерен. Сам Тарковский, стараясь заглянуть в души своих героев, говорил: «У меня пристрастие - рассматривать героев в момент их кризиса, душевного перелома. Но в итоге видеть человека победившего или по крайней мере не сломленного, несмотря на кризис».

Вынужденная эмиграция разлучила Тарковского с родиной, которую он так сильно любил. Скончался режиссер 29 декабря 1986 года, прожив до обидного мало – всего 54 года. Отпевали его в православном храме Парижа Св. Александра Невского, похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Небольшой памятник на его могиле символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек – семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера. Надпись на памятнике гласит: «Человеку, который увидел ангела».

Премьера фильма «Иваново детство» состоялась в московском Доме кино ранней весной 1962 года. «Запомните это имя: Андрей Тарковский», - торжественно возвестил Михаил Ильич Ромм, представляя собравшимся своего ученика. Картина вызвала немало жарких дискуссий. Даже те, кого фильм оттолкнул «своей жестокостью в портрете ребенка», признавали исключительный талант молодого режиссера. Нея Зоркая: «Спор шел о предложенной с экрана концепции войны, о выразительных средствах, об эмоциональности кинематографического изображения, многим показавшейся чрезмерной, душераздирающей – новое всегда пугает!»

«Иваново детство» поставлено по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван». Сначала за картину взялся другой режиссер, который не справился с материалом. Работа была приостановлена. Производство надлежало начать заново, причем на остатки денег и в кратчайший срок.  Михаил Ромм посоветовал Тарковского, который управился за пять месяцев. Он начал дело с нуля: за месяц переписал заново сценарий, заменил всех актеров. И придумал новое решение, которое коротко озаглавил - «Иван видит сны». Когда Ромм спросил – что же ему снится? Тарковский пояснил: «Ему снится та жизнь, которой он лишен, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни  - та страшная нелепость, которая происходит, когда ребенок вынужден воевать». Так Тарковский, буквально в двух строках, изложил главное решение своей будущей картины.

Предложение Тарковского было принято. Это повлекло за собой коренную перестройку сценария, поскольку сразу возник вопрос о контрасте между сном и действительностью. Выяснилось, что действительность неестественна, бесчеловечна. Она повлияла на характер главного героя,  исказив его, сделав совершенно другим.

Вся изобразительная, пластическая сторона картины, система работы режиссера с актерами, их отбор, структура фильма заложено в данном решении.   «Иваново детство» - яркий пример авторского кинематографа, как и все последующие работы режиссера. В нем взгляд художника выражен чрезвычайно активно и ясно. У Богомолова повествование ведется от лица старшего лейтенанта Гальцева, вспоминающего свою встречу с мальчиком-разведчиком. У Тарковского ход событий, как и сама война, увидены глазами Ивана.  И это – не композиционный прием, не случайное изменение точки зрения, а осознанный взгляд художника на происходящее.  Зло войны, ее враждебность человеку воспринята непосредственно через Ивана и несет в себе память ранних, неизгладимых детских впечатлений и воспоминаний. Фильм лишен всякой сентиментальности. Он потрясает своей трагичностью и чистотой. Искалеченная душа ребенка – считает Тарковский - пожалуй, самая страшная реальность войны.

В «Ивановом детстве» зародились многие важные мотивы, темы и образы дальнейшего творчества Тарковского. По признанию самого режиссера, он снимал о «проблеме расстрелянного детства», так наставляя юного актера Николая Бурляева: «Актер должен уметь все! Должен разрыхлять свою душу… свои чувства…». Требовал от него абсолютной собранности, настроенности на каждый кадр, полной самоотдачи, внушая, таким образом, 14-летнему исполнителю предельно серьезное отношение к работе.

Николай Бурляев вспоминает: «Он показывал мне, как бы он произнес тот или иной текст, не позволял фальшивить, шлифовал интонации, показывал пластический рисунок поведения в кадре. Редко хвалил за результат, поэтому, когда он, довольный, улыбался и говорил: «Молодец», «отличник», «то, что доктор прописал!» - я был на седьмом небе. Я любил своего режиссера преданной детской любовью. Можно сказать, боготворил, как старшего брата, как идеал сильного, красивого, мудрого и остроумного, всемогущего человека.

Думаю, не одному мне было физически тяжело в картинах Тарковского. Он добивался полной правды, а не игры. У него приходилось играть сцены, лежа в холодной мартовской грязи, ползать в холодных осенних болотах, иногда проваливаясь по горло, в одежде и ботинках переплывать студеный ноябрьский Днепр… И все же работа с Тарковским вспоминается как увлекательнейшее счастливое путешествие под руководством озорного, остроумного человека. Его юмор снимал напряжение, завораживал окружающих, облегчал физические трудности…

Как часто водится в кино, в первый съемочный день снимали заключительные кадры фильма: «последний сон Ивана», игру с детьми в прятки подле вкопанного в песчаную днепровскую косу уродливого черного обгорелого дерева. Работа началась с легкой сцены в теплый солнечный осенний день. И режиссер, и вся группа трудились в купальных костюмах. Каждый, улучив свободное мгновение, с наслаждением плескался в ласковом Днепре. С юмором, весело, легко отсняли за день довольно большой метраж, в том числе сцену с матерью Ивана, роль которой исполняла обаятельная и нежная Ирина Тарковская, жена режиссера.

- Мама, там кукушка…

И запрокинутое лицо убитой матери… Медленно, как во сне, льющаяся на распластанную на песке фигуру выплеснутая вода. Тарковский сам зачерпывал из Днепра ведерком воду, командовал оператору В. И. Юсову: «Мотор», - и с удовольствием, «художественно», окатывал жену водой, сопровождая этот важный процесс своими неизменными шутками, веселящими всю группу.

Так же легко и радостно, как начали, мы проработали всю физически нелегкую картину. Никто из нас не подозревал, что наша картина будет увенчана десятками международных наград, станет киноклассикой, войдет в историю мирового кинематографа. Интересно: предчувствовал ли самый главный ее создатель грядущую судьбу своего первого фильма?».


Андрей Тарковский в воспоминании коллег:

Ингмар Бергман: «Открытие первых фильмов Тарковского было для меня чудом. Я вдруг очутился перед дверью в комнату, от которой до тех пор не имел ключа. Комнату, в которую я лишь мечтал проникнуть, а он двигался там совершенно легко. Я почувствовал поддержку и одобрение: кто-то уже смог выразить то, о чем я всегда мечтал говорить, но не знал как.

Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как видимость, жизнь как сновидение».

Кшиштоф Занусси: «Когда сегодня я оглядываюсь на жизнь и творчество Андрея, то мне кажется,  что я ясно вижу в них логику, которая вела к свершению. Творчество Андрея по-своему замкнуто, его путь исполнился, равномерно возносясь и обрываясь там, где можно усомниться в существовании его продолжения. Все более совершенный в самовыражении, Андрей в конце своей жизни ушел так далеко, что кинематографу потребуются годы, чтобы пройти за ним тот же путь».

Михаил Ромм: «Если говорить о картине «Иваново детство», то это в высшей степени экспрессивная картина, которая опирается на острый характер героя, раскрывающийся в необычных обстоятельствах. Картина заставляет зрителя догадываться, додумывать… В снах фильм показывает, какой должна быть светлая реальность детства, а в реальности – каким не должно быть детство, изувеченное войной».

Юрий Назаров: «Чем дорог мне Тарковский? У меня в душе, в памяти, в очень глубокой моей любви к нему и благодарности (конечно же, ему в свое время не высказанных) живет свой Тарковский. Возможно, очень мало похожий на «всеобщего». Наверняка неполный. Мой. Локальный. Но поскольку не без любви и благодарности живет он во мне, мне кажется, что эти мои к нему и любовь, и восторги, и благодарность тоже, может быть, чего-нибудь стоят… А может, даже смогут чем-то и дополнить всеобщую сегодня любовь и благодарность ему».

Николай Бурляев: «Все существо Тарковского говорило о том, что он сотворен из особого теста. Между ним и остальными сохранялась невольная дистанция, хотя в нем не было высокомерия, он был контактен и находил общий язык с любым членом группы. Как ни в ком другом, в нем ощущалась громадная амплитуда эмоциональных колебаний, психическая подвижность, многогранность высокоодаренной натуры. Отдельные грани его личности были подчас жестоки, остры, могли ранить ближнего. Его мировоззренческая независимость, бескомпромиссность, безоглядная уверенность в своей правоте подчас воспринималась окружающими как крайняя степень эгоцентризма. Он безжалостно ниспровергал общепринятые художественные авторитеты, критиковал то, что считалось достижениями искусства».

Глеб Панфилов: «Кино не было для него заработком, источником житейских благ. Это была тяжкая до изнурения потребность выражать свое отношение к миру, к обществу, к жизни. Процесс творчества, высшее для художника счастье, был для него мукой. Я говорю не о внешних препонах, которые приходилось преодолевать. Мучительно само нахождение единственно верного слова, тона, движения камеры, света.

Кино для Андрея было формой и смыслом существования. Каждый его фильм оплачен кровью сердца, будь то «Иваново детство», один из самых ярких кинодебютов 60-х годов, будь то «Андрей Рублев», глубокое и страстное проникновение в национальную историю, будь то фантастика – «Солярис», «Сталкер», будь то «Зеркало», картина этапная для биографии Тарковского и для всего советского кино. Это сокровенное, это сама жизнь художника, его душа. Точно так же я вспоминаю и «Ностальгию», картину глубоко трагическую, выстраданную, исповедальную. Сегодня уже не может быть сомнений в том, что проблемы этого фильма для Тарковского глубоко личные, выношенные, оплаченные, как и все снятое им, высшей ценой – частицей души, годами трудно прожитой жизни…

Последняя его картина, «Жертвоприношение», вся соткана из страдания. Глядя на экран, я не мог представить, что еще может за ней последовать. Все итоги в ней уже подведены. Другой картины, где художник выражал бы себя с такой трагической глубиной, я не знаю».

Михаил Ромадин: «Тарковский опасался проводить параллели между видами искусства, старался обособить язык кино, не признавая вторичность этого языка ни перед живописью, ни перед литературой. Он очень не любил термин «поэтическое кино», которым критики окрестили его ранние фильмы.

В этом основное отличие и противопоставление эстетики Тарковского кинематографу Пазолини, который возводит язык кино к литературе, к письменности с ее синтаксисом, семиотикой и т. д. В еще большей степени Тарковский противопоставлял свои фильмы фильмам Феллини, где кадр выстраивается наподобие живописной картины».

Валентина Малявина: «Все счастливо для меня в воспоминаниях об Андрее. Андрей показал мне весь мир! Он увидел меня и открыл. Господи, как я ему благодарна! Как я любила его!.. Но я предпочла свой путь, впрочем, он был предопределен и неизбежен. Духовная независимость, как и любая другая независимость, для меня – превыше всего. От этого тернист мой путь».

Материал подготовила киновед,

член Союза кинематографистов России Наталья Тендора
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

веревкин

  • Гость
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #3 : 05 Апрель 2012, 17:18:58 »
в 1981 году в выходной повел своих матросов на мною любимый СТАЛКЕР. Потом думал,что после просмотра, за зря потраченное время, они меня  выбросят за борт  в море при первом удачном случае.Ничего.обошлось.
Тарковский -все же искусство не для всех. Или можно сказать,что это откровенный разговор, но не со всеми.

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #4 : 05 Апрель 2012, 19:14:01 »
В 80-х мы ходили на Тарковского тоже достаточно узким кругом.Залы часто были полупустыми,а многие одноклассники крутили пальцем у виска
....а недавно прочитал об одном исследовании-количество людей посмотревших и пересмотревших "Сталкер" Тарковского превышает количество посмотревших тогдашний хит "Пираты 20 века".Кто нибудь ещё помнит такой и есть желающие пересмотреть?
Сейчас во многих кинокиноклубах на фильмы Тарковского бывает не протиснуться.
Фильмы Сокурова и Звягинцева получают призы кинофестивалей, идут в западном прокате,а у нас показывают только в некоторых кинотеатрах несколько неудобных сеансов.Весь прокат расчитан на тинэйджеров и домохозяек с трёхклассным незаконченным.
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #5 : 05 Апрель 2012, 19:14:48 »
цытата:
Летом ВЦИОМ опубликовал шокирующую цифру: 35% россиян вообще не читают книг, а из тех, кто читает, 43% предпочитают российские боевики и милицейские детективы. Комментируя эти данные для «АиФ», Сергей Капица сказал: «Мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!»

    ...конечно мозги легче не напрягать
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

Оффлайн Смирнов Геннадий

  • СПбФО
  • *
  • Сообщений: 861
  • Имидж: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #6 : 05 Апрель 2012, 19:27:24 »
   Сара Мун на встрече в Москве,перед открытием своей выставки отвечала на вопросы.Её спросили,в том числе,и о любимых режиссёрах:
"-много,разные
-назовите хотя бы некоторых
-Феллини,Бергман,Звягинцев..."

...как то всё совпадает и цепляет одно за другое:и для Тарковского и для Сары Мун любимым процессом в фотографии стал такой,казалось бы несерьёзный процесс,как Поляроидный снимок.Сара Мун снимает профессиональными камерами,вмешивается в проявочный процесс(в поляроиде тоже есть проявочный процесс),а Тарковский снимал практически простейшей поляроидной мыльницей.Но цель обоих поймать настроение,свет,мгновение...
Ну и,конечно,все фильмы Андрея Тарковского очень фотографичны...и поэтичны,отец режиссёра был поэтом
Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Раневская

веревкин

  • Гость
Re: Андрей Тарковский
« Ответ #7 : 06 Апрель 2012, 09:03:23 »
он умел не только брать ,но и отдавать.